По преданиям наших предков, борьба хапсагай зародилась в те стародавние времена, когда сильные и смелые воины были защитниками своего рода и близких. Все это мы видим в философии борьбы хапсагай, одной из отличительных особенностей которой является то, что борец в течение всей схватки должен быть предельно сконцентрированным, расслабление даже на миг может стать причиной поражения. Слово хапсагай в дословном переводе с якутского языка означает «ловкий», «быстрый». В «Толковом словаре якутского языка» написано: «хапса5ай» в переводе на русский язык означает – «ловкость», «быстрота», «сила» и «выносливость». В точном переводе, если разделить слово «хапса5ай» на две части, то часть «хап» – лови, хватай; «са5ай» – бросай, кидай, т.е. «лови момент и бросай»
В эпоху войн мальчиков с трехлетнего возраста обучали бороться, а участие в соревнованиях по борьбе хапсагай означало для молодых людей достижение зрелости. Так, борьба «хапсагай» определяется как искусство ведения рукопашной схватки и в древности использовалось для подготовки воинов-боотуров.
Сейчас уникальные особенности якутской борьбы, его простота и доступность позволяют успешно заниматься им в любой точке мира людям всех возрастов – от школьников до ветеранов.
Броски в «хапсагае» на вид просты, но для их эффективного проведения нужны тонкий расчет цепкость и высокая скорость проведения приемов. Умение бороться по «хапсагаю» требует особого мастерства, не каждый борец, владеющий другим видом борьбы, может хорошо бороться в этом виде единоборства. (Д.П. Коркин, Опыт подготовки борцов высокого класса )
Первое письменное упоминание о борьбе «хапсагай» на русском языке мы находим в работе профессора истории и этнографии Г.Ф.Миллера. Он дал подробное описание Ысыаха, устроенного якутским князцом 31 мая 1737 года в 14 верстах от г.Якутска, где проводились состязания по борьбе «хапсагай». Раннее подробное описание состязаний по борьбе «курдаhан тустуу» произведено в двух исследованиях быта и нравов народов Якутии, датированных 1768-1769 гг. и 1785 г. Автором исследований является Туманский.
В 1932 году состоялось первое официальное соревнование по «хапсагай», приуроченное 10-летнему юбилею образования автономной республики. Первым абсолютным чемпионом стал Степан Слепцов – Баппаай, уроженец Мегино-Кангаласского улуса.
На поединок борцы раньше выходили босиком в одежде из кожи, для того, чтобы до схватки участники не знали друг друга, на них набрасывали покрывало из мятой кожи (ровдуги) и в таком виде вели к месту ристалища. Когда они приближались друг к другу, покрывало сбрасывалось, и начиналась схватка. Время борьбы не ограничивалось. Борьба продолжалась до победы. Победители прославлялись и в качестве главного приза обычно награждались «мүhэ» (бедренной кости жеребца с мясом в верхней части). Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждый борец держал в тайне.
С 1932 года якутская национальная борьба «хапсагай» включена во всесоюзную, а затем и во всероссийскую спортивную классификацию.
16 мая 2024 г. в г.Бишкек, Кыргызстан зарегистрирована Международная Федерация Хапсагай.
Яковлев, Я. И. История возникновения национальной борьбы «хапсагай» / Я. И. Яковлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 584-587. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4399/